пр-кт Обуховской обороны 86, лит. М офис 258
В вагоностроительной отрасли промышленности значительный спрос имеет сортовой прокат, точнее стальной горячекатаный швеллер, удельный вес которого выше любого сортамента. Производство швеллера основано на переработке конструкционной стали стандартного сортамента. Эти операции с металлом регламентируются ГОСТ 5267.1–90. Металлопрокат, поступающий в вагоностроительную отрасль в виде стальной “юбки” принято называть вагонный швеллер. Эта заготовка в подавляющем большинстве случаев изготавливается горячекатанным способом проката.
Типичными характеристиками вагоностроительных швеллеров горячего проката стали такие показатели, как повышенная устойчивость к внешнему ударному воздействию, механическая прочность. Этим не исчерпываются положительные свойства сортового проката – высокопрочные стальные заготовки отлично противостоит коррозии и не подвержены изменениям в результате больших температурных скачков. Поэтому вагонные швеллеры служат обычно очень продолжительно.
Эта конструкционная сталь применяется, разумеется, не только в вагоностроении. Было бы странно не использовать стальные заготовки такого качества и в других производственных отраслях, например, в машиностроении, в строительстве жилых и промышленных зданий, в ремонтных работах, связанных с укреплением сооружений, где конструкционные механические нагрузки очень высокие. Это могут быть железнодорожные и автомобильные мосты, швартовые причалы и портовые части, и многое другое. Благодаря использованию швеллера горячекатаного типа удается существенно продлить срок эксплуатации и исходную прочность конструкции из металлов.
Технология вагоностроения предусматривает свои фазы. Начинается она, как в любом строительстве, с проектирования. Далее, производство, а заключительная фаза – ремонт подвижного состава. Это целый научный комплекс, в процессе которого квалифицированный специалист изучает объемы данной дисциплины с точки зрения взаимосвязи различных технических процессов, определяет их сущность и развитие. Поскольку вагоностроение на основе использования металлов опирается на научно-техническую базу знаний и неразрывно связано с металловедением, знанием производства и технического оборудования.
Строительство, как и ремонтные работы всех видов железнодорожных вагонов осуществляется на вагоностроительных и вагоноремонтных заводах. Эти производственно-хозяйственные компании имеют сбалансированный состав основных и вспомогательных производств и сопутствующих обслуживающих хозяйств. Конечным итогом всех работ и конструкторских усилий является изготовление нового или приведение в порядок действующего подвижного состава.
Важным аспектом отраслевого производства с использованием вагонного швеллера является изготовление деталей вагонов
В целом для выпуска современных вагонов железной дороги на специализированных предприятиях применяется множество разнообразных технологических моментов. Отраслевые специалисты группируют процессы по 3-м основным группам: подготовительные, разделительные, формообразующие.
К первой группе относят работы такого плана, как очистка, правка и обработка металлических поверхностей; к разделительным процессам – раскрой листового металла на заготовки, которые представлены на производство конструкторами в виде отдельных чертежей и бумажной документацией. По ним нарезаются заготовки определенных размеров и фирмы. К формообразующей группе относят такие операции, которые трансформируют заготовки в окончательные детали и узлы, готовые к дальнейшей сборке.
При этом прокатные металлы, поступившие в вагоностроительную отрасль, подлежат сортировке и складскому до собственно запуска производственного процесса, где из этого сырья начнут производить полуфабрикаты и конечные изделия.