пр-кт Обуховской обороны 86, лит. М офис 258
Устойчивый мировой рост спроса на сталь стал катализатором наращивания процессов в строительстве и военной промышленности на рубеже 20-21 веков. Предшествующий этому период мировой металлургии (последняя четверть 20 столетия) можно назвать временем стабилизации спроса. В этот период потребление стали практически не менялось, из года в год отмечались одинаковые показатели с минимальным коэффициентом прироста.
Фаза устойчивого роста спроса на сталелитейную продукцию заводов и изделия на основе проката отчетливо проявилась в первое десятилетие 21 века. Причем с начала века лидерство по темпам роста производства задавала КНР. В этот период времени Китай стал опережать своих ближайших конкурентов по темпам выплавки стали, а к концу второго десятилетия 21 века Китай уже задает тон в металлургии для всего мира: на его долю приходится половина всей мировой выплавки стали.
Итак, сегодня Китай является крупнейшим производителем, экспортером и импортером металлопродукции. Страна также является одним из лидеров по уровню технологического развития, касающегося многих отраслей производства.
Особенность китайской металлургии в том, что она в одинаковой степени ориентирована как на международный , так и на внутренний рынки. Причем если на внешнем рынке коэффициенты потребления показывают рост, но имеют определенные колебания, что зависит от конкурентной политики, то на внутреннем отмечается постоянный рост спроса на трубный прокат и изделия из стали, что связано с развитием других отраслей промышленности, где имеет место потребление этого металла.
Китайская металлургия не только экспортирует продукцию, но и допускает импортное сырье в страну. Основными поставщиками для КНР являются такие страны, как Южная Корея, Япония, Тайвань, РФ, страны СНГ.
В стране проводится политика по расширению свободных земель под домостроение и ведется строительство зданий из металла. Удельный вес и значение бетона как основного строительного материала с начала 20 века неуклонно падает. Активно развивается машиностроение, судостроение и автопром.
Чтобы увидеть темпы роста потребления металла, достаточно бегло взглянуть на показатели по годам: 2004 год – потребление 75 млн.т, 2005 год – 86 млн.т, 2006 год – 90 млн.т.
Относительно импортного сырья мы видим также явный прирост. В 2003 году объем импорта вышел на уровень 18 млн. тонн, в следующем году 29 млн., а в 2005 году он увеличился до 49 млн. тонн. При этом зафиксирован непрерывное увеличение потребления железной руды, кокса и стального лома импортного производства, прежде всего из США.
Например, импорт стального лома с 1990 года по 2003 год вырос в 88 раз, (в абсолютных цифрах это выражается с 140 тыс.тонн до 11,8 млн. тонн.). Черная металлургия партиями изделий развивается высокими темпами и непрерывно. Даже периоды «большого скачка» и «культурной революции» на черной металлургии не сказались особо отрицательно.
Объем производства сталелитейного дела внутри страны в 2005 году был на уровне 250 млн. тонн в год, а в 2010 он вырос на 90 млн. тонн. Годовой импорт железнорудной продукции к 2005 году показывал отметку 180 млн. тонн, а двумя годами раньше этот показатель был 139 млн. тонн.
Какие же условия обеспечили столь серьезный рост потребления черной металлургии внутри страны? Конечно, есть и факторы, мешающие прогрессу, их тоже нужно рассмотреть отдельно.
Условия, способствующие развитию черной металлургии в КНР:
Отрицательные факторы, которые все же имеются и оказывают немаловажное значение:
Хотя развитие китайской черной металлургии на сегодня кажется достаточно устойчивым, а показатели по цифрам впечатляют, не стоит недооценивать и существующие риски для промышленности.
Во-первых, это перепроизводство в области черной металлургии. Проблема не решается даже правительственными мерами поддержки. Во-вторых, возможности китайской энергетики все же не позволяют ей поддерживать дальнейшую динамику роста на этом уровне; в-третьих, попытки китайского правительства ограничить импорт стальной продукции с тем, чтобы использовать внутреннюю, приводит к тенденции дальнейшего роста выплавки стали низкого качества. В перспективе это может вести к незапланированным затратам в экономике и в бюджете страны.